Россияне стали делать натуральные шубы, не убивая животных
В мире существуют две взаимоисключающие тенденции. Первая — звезды масс-медиа и шоу-бизнеса, а вслед за ними ведущие модные бренды отказываются от натурального меха — в знак протеста против убийства животных ради нужд легкой промышленности. Вторая (наблюдается не только в сегменте товаров luxury) — возврат к натуральным материалам, в том числе и натуральному меху. О третьем, истинно российском пути в деле удовлетворения модных амбиций и защиты животных, — в материале
Свято место пусто не бывает
Stella McCartney и
Защитники животных и противники меха хорошо организованы. В 1980 году начала свою деятельность знаменитая организация PETA (People for the Ethical Treatment of Animals — «Люди за этичное обращение с животными»), быстро
Пока рано говорить о том, что меховые изделия перестают покупать. Мировой объем одного только рынка норки
К этому добавился и еще один важный тренд. «Искусственная шуба, если свести все к одному знаменателю, это полипропилен, который к тому же плохо поддается утилизации, в отличие от натуральных мехов», — говорит основательница отечественного бренда верхней одежды By MATÜ Татьяна Матюшина. А главный российский меховой модельер Ирина Крутикова

Дело не в роскоши, а в холоде
Но, пожалуй, главная причина, по которой люди, особенно живущие в северных широтах, не спешат расстаться с мехами, чисто прагматическая: натуральная шуба гарантированно защищает от крепких морозов. Ирина Крутикова говорит, что старается проводить свои мероприятия, например, в Новосибирске в разгар зимы, — там даже самые отчаянные сторонники запрета натуральных мехов начинают говорить несколько иначе.
В России пушная отрасль переживает сильнейший кризис — наша страна, когда-то ведущий производитель мехов, вылетела даже из мировой десятки лидеров отрасли. Исключение — соболь, который водится только на территории нашей страны. Тем не менее, по оценке Российского пушно-мехового союза, объем отечественного рынка
Третий путь
Но идеи имеют свойство овладевать массами, к тому же общественные нравы становятся все более «вегетарианскими», а животных жалко. Так что «отказников» от натурального меха становится больше и в России. «Еще два года назад, когда мы начинали свое дело, россиян, выбирающих нашу продукцию по этическим соображениям, были единицы, — утверждает Татьяна Матюшина. — Сегодня этими соображениями руководствуются уже сотни наших клиентов».
Перед Татьяной Матюшиной в ноябре 2016 года встал вопрос: что купить себе на зиму? «Было два варианта: либо пальто, либо синтетический пуховик. Но и то, и то не очень хотелось. Одна знакомая швея предложила мне сшить шубу из материала по специальной технологии (овечья шерсть вплетена в ткань). Я согласилась, и неожиданно получилась очень модная вещь». Среди знакомых Татьяны шубка произвела настоящий фурор — появилась сразу много желающих приобрести такую же.

«Вот так неожиданно появился
Через небольшое время Татьяна стала искать помещение для шоурума. «Основной платформой для продвижения товара и тогда, и сейчас остается Instagram. Но надо было где-то снимать мерки и показывать модели заинтересованной публике, — вспоминает Татьяна Матюшина. Платить много Татьяна, по понятным причинам, не могла, с другой стороны — специфика бизнеса требовала помещения в центре столицы. Сейчас шоурум By MATÜ расположен около станции метро «Белорусская». «Дверь, конечно, не выходит у нас на главные улицы, но так как у нас бывает семь-десять клиентов в день, нам этого помещения в самом центре города вполне хватает», — говорит Татьяна.

Уникальная российская технология
Шубы By MATÜ получились не только по-настоящему инновационными, но целиком и полностью изготовленными по российской технологии. «Во-первых, все модели создаю я лично и моя команда из конструкторов и закройщиков, — делиться Татьяна. — Потом мы передаем заказы в пошивочный цех, а далее распределяем готовые изделия или оптовому продавцу, или индивидуальным заказчикам. Ничего аналогичного на Западе вы не увидите — это действительно продукт made in Russia. Да и выглядит он и современно, и очень по-русски».
К тому же сама технология вплетения овечьей шерсти в ткань давно известна в России. Но до этого материал использовался только в промышленности и в изготовлении подкладов рабочей одежды для тружеников Крайнего Севера. «Мы стали немного странными клиентами для старых фабрик, еще советских времен постройки, — говорит Татьяна. — Мы просим покрасить то в голубой, то в ярко-розовый, то в желтый цвет то, что раньше ни в какой покраске не нуждалось».
Количество моделей у By MATÜ поистине огромно. «Это история не про дизайнера, который творит то, что ему хочется, — говорит основательница бренда. — Эта история про то, что мы делаем именно то, что хочет наш конкретный потребитель». Татьяна изготавливает по 100 шуб летом и по 160 штук в сезон, а сейчас планирует увеличить объем производства до 250 изделий в месяц.
Поэтому очень актуальной проблемой для индивидуального предпринимателя Татьяны Матюшиной является сертификация продукции. «...Мы узнали, что нам полагается возврат за сертификацию — до 90 процентов оплаты за нее государство готово вернуть. Для нас это весьма существенные суммы, поскольку сертификация — дело недешевое», — с воодушевлением говорит Татьяна. Тем более что цены вполне и вполне умеренные за натуральную и модную вещь — в зависимости от модели шуба стоит от 16 до 32 тысяч рублей. Так что, возможно, совсем скоро конкурентоспособный бренд By MATÜ пересечет границы Российской Федерации. И модно, и натурально, и безвредно, и очень по-русски. «Так что овчинка, вопреки пословице, выделки вполне стоит, — завершает мысль Татьяна Матюшина. — Вернее, если быть совсем точным, ее кардинальной переделки, в результате которой мы научились делать шубы, не погубив ни одно животное».