Почему Конституция для украинцев должна стать второй книгой после Библии. Или даже первой.
Имя Белоцерковской стало широко известным в ходе избирательной кампании 2012 года. Тогда вся страна узнала, что женщину из Северодонецка, организовавшую акцию протеста жильцов против незаконной застройки, власть хочет упрятать в СИЗО по сфабрикованному за пять лет до этого уголовному делу. Широкий резонанс и возмущение общественности спасло Р. Белоцерковскую от расправы.
Сегодня известная луганская правозащитница полна оптимизма — что уже впечатляет в наше время. Похоже, выборы пошли ей на пользу — она не верит политикам и в политику, зато полна веры в победу здравого смысла. А ещё в то, что собственность сможет изменить сознание даже «советских» людей. С ней можно соглашаться или не соглашаться, но она — из числа немногих, кто берётся помогать людям добиться справедливости, и делает это успешно. Сама же правозащитница верит в способность простых людей стать, наконец, хозяевами «в своём доме».
— Вы уверены, что инициатива низов может что-то кардинально изменить в провинции?
— Уверена: у нас просто нет иного выхода. Имеет смысл мотивировать граждан защищать своё пространство. Смотрите: 15 лет назад — я была одна, через 3 года — нас 5 человек, у нас в руках — Законы и Конституция, и у нас выходит постоять за себя; дальше — нас ещё больше, в руках — то же самое, и всё получается. А все остальные живут в беззаконии — потому что законов они не знают. Плюс привычка — «мне проще за всё заплатить». Да не проще — весь мой 15-летний опыт говорит об этом! Например, меня 12 лет никто не проверяет — вот это «проще», вот это реально — почти Европа. Законодательство в Украине европейское, его просто мало кто знает. Проще на колени встать. А на самом деле проще жить так, как мы живём — я и мои единомышленники.
— Вы хотите сказать, что сегодня Северодонецк является территорией относительной законности?
— Северодонецк — нет, а вот наша общественная организация — «да» на 100%. Вот вы задаёте вопрос о «моём» криминальном деле — а ведь шестой год ничего со мной сделать не могут: уже всё развалилось и распалось. Преступные действия в отношении меня каждого из «расследовавших» это дело — а это 46 человек — мы прописали посекундно, что он и когда совершил; состава преступления — нет, он притянут «за уши»... За много лет работы в законодательном поле, будучи мотивированными не на зарабатывание на этом денег, а сугубо на защиту своих интересов, мы досконально изучили правозащитную систему государства, и потому умело и эффективно пользуемся ею.
— Возможно, ваш случай — уникален. Потому что в стране мы видим совсем другую картину, совсем другую тенденцию: громкие процессы, но лучшие адвокаты страны никак не могут защитить своих именитых клиентов...
— У этих адвокатов и защитников совсем другой подход к делу: их не интересует судьба клиента и справедливость, им нужен клиент-жертва, чтобы на нём то ли сделать себе имя, то ли заработать политический или ещё какой капитал. В ряде таких процессов мы предлагали свою систему защиты, но от наших предложений отказались.
В своё время мы обращались и к Турчинову, и к Москалю, и к Кличко, и к Княжицкому — всем предлагали...
Я, например, разобралась, что в Северодонецке... нет суда. Юридическое лицо часного права — «субъект хозяйственной деятельности», что запрещено Хозяйственным кодексом. Как они могут осуществлять правосудие? Прокуратура вообще не имеет юридического лица — обособленное подразделение; ни доверенности, ни печати, ничего нет — есть только подпись прокурора...
Это такие вещи, которые приводят в сознание каждого конкретного прокурора и судью, который берёт в руки дело... И мы им (лидерам оппозиции — «А») об этом говорили, мы даже им послали открытое обращение. Мы рекомендовали: официально запросите у Печерского суда информацию о хозяйственной деятельности, сведения об аренде помещения, платёжные документы об оплате аренды... И вы поймёте, что в Киеве территориальная громада (община) не имеет в собственности помещения, в котором расположен Печерский суд
А без решения собственника, территориальной громады (общины), об учреждении суда на её территории невозможно оформить юридическое лицо публичного права, каким и должен быть суд. Поэтому, какое может быть правосудие, если суд — юридическое лицо частного права, является «субъектом хозяйственной деятельности»! Это же беззаконие, решение такого суда не имеет никакой юридической силы.
(Прим.ред. газеты «Быть добру»: на самом деле суд является органом государственной власти (органом судебной власти), а не юридическим лицом публичного права, которое также является субъектом хозяйственной деятельности (с той лишь разницей, что юридическое лицо публичного права создаётся субъектом публичного права - территориальной громадой, государством, органом государственной власти, органом местного самоуправления). Подробнее об этом рассматривается в статье «Власть, собственность и юридические лица (в том числе власть непосредственная и опосредственная не может быть юридическим лицом: государство, органы государственной власти, территориальные громады (общины), органы местного самоуправления – не являются юридическими лицами)» http://bytdobru.info/statya/3436-vlast-sobstvennost-i-yuridicheskie-litsa)
...У меня не уникальное дело, у меня такое же самое дело, как и у Юлии Тимошенко, у Юрия Луценко, только методы защиты иные. А у «них», как мы поняли, табу на инициативы низов — потому что рушится та же устоявшаяся олигархическая система у той же оппозиции, у той же «Свободы».
А мы говорим: «покажите мою собственность по Конституции». Ничего нет - и всё рушится ... Почему я и хочу об этом говорить, потому что это ключ ко всему. Это как раз свет в конце тоннеля, к которому мы должны идти, потому каждое сфабрикованное дело можно развалить в суде, потому что у чиновников нет никакого дела, сделанного по закону; но в них работает система.
У нас уже есть много действенных наработок. Например, мы научились лечиться бесплатно. Посмотрите на наш сайт «Правовий простір» http://pravoprostir.com: нам официально предоставили ответ, что, по Конституции, лечение - бесплатно, привели решения Конституционного суда. И действительно - я сейчас лично получаю лечение бесплатно, в то же время люди за это деньги платят... У нас есть человек, который уже 6 лет тяжело болеет раком, но только в этом году его лечили бесплатно - по тем же заявлениям о преступлении об «оставление в опасности для здоровья», которые мы направили в правоохранительные органы относительно действий медицинских работников.
...Сегодня нужно возрождать территориальные громады. Какие сразу спасут нас от «беспредела» прокуратуры, суда и милиции. Более того, это вернёт нам собственность, потому что сколько бы ни говорили, что государством владеют олигархи, юридически обладаем мы, граждане, у которых - у каждого из нас - по подсчётам экономистов, украли имущества, собственности на сумму 700 тысяч долларов, которые мы можем вернуть. Если будет просветительская работа и каждому мы объясним, что законы, Конституцию и свои права каждый должен знать - в развитых странах Конституцию учат с детства, а мы этот путь должны пройти в зрелые годы.
Надо сформировать территориальные громады, собственность всю оформить должным образом, только собственность изменит людей.
Беспорядок в стране будет до тех пор, пока человек не почувствует себя гражданином, собственником определённой территории. Каким себя, например, чувствую я. И у меня сегодня очень много знаний, которыми я могу защититься от произвола.
- А вы можете привести пример хотя бы одной громады, которая сложилась на Ваших глазах?
- Могу. К сожалению, в родном Северодонецке такая громада пока не сложилась, но мы к этому идём. В Львовской области вы можете взять интервью у председателя территориальной громады села Руда Каменко-Бузского района. И ещё у нас на подходе 5 территориальных громад в Львовской и Житомирской областях - в районе, где находится карьер по добыче титановой руды предприятием Дмитрия Фирташа. Там люди мотивированы создать громаду, потому что у них даже воды питьевой уже нет (в согласовании с действующим законодательством, начинать добычу полезных ископаемых без согласования с местной громадой нельзя. - «А»).
Потому, согласно ст. 80 Земельного кодекса, объектом права собственности на землю является исключительно территориальная громада, а громад - собственников как таковых - нет, этим олигархи и другие чиновники и пользуются. Они «прокатывают» это на провинции, а затем используют эти все методы по всей Украине. Если бы была территориальная громада в Северодонецке, то не было бы «моего» уголовного дела; если была бы территориальная громада - собственник земли в Киеве, то не было бы никаких противозаконных застроек. В Америке и Европе - трёхуровневая, пятиуровневая система местного управления, а территориальные громады - собственники земли, совладельцы государства. У нас пока нет запроса сообщества на это ...
- А может, дело ещё и в том, что у людей нет не только правовой культуры, но и достаточной культуры вообще?
- Да. Мотивация появляется со знаниями. А с мотивацией приходит понимание, что и как нужно делать в интересах общества. Например, у меня, как гражданина и предпринимателя, который много лет работает на производстве, занимается общественной работой, нарушений нет никаких. И когда я начинаю задавать вопросы в Пенсионном фонде, налоговой, которые зарегистрированы как субъекты хозяйственной деятельности, а у меня есть об этом выписки, в том числе, что налоговая находится в стадии прекращения предпринимательской деятельности, то извините ... Мы по Конституции договорились на другое. Я ничего не обязана. Для отношений с гражданином у субъекта хозяйственной деятельности должен быть договор, соглашение, сделка. Какие налоги, люди добрые! Вы сначала оформите всё по Конституции, а затем спрашивайте с других!
Один философ сказал: не надо просить у Бога то, что может дать Конституция. Конституция для украинца должно стать второй книгой после Библии. Или даже первой.
У нас, в Северодонецке, и не только, мы уже почти три года работает на всю Украину. Люди, когда узнают о своих реальных правах, прозревают. Даже милиция в последнее время становится на нашу сторону, потому что нужно кому-то наводить порядок в городе, и мы знаем, как это делать. А с территориальными громадами возникает муниципальная, территориальная милиция - собственность территориальных громад - будут ли они тогда «беспредельничать»? Не будут - потому что в Европе так. И прокурор будет «свой», и судья не обидит громаду, ему доверили правосудие. Ранее территориальные громады даже батюшку выбирали - того, кому они могли доверить даже душу. Вдумайтесь в это!..
...Моё отношение к политикам и политике? Некоторое время мы сотрудничали со «Свободой», они меня даже избрали председателем окружной комиссии, когда выборы были. Затем предлагали стать председателем областной организации. Но когда я поднимала вопрос - «вы готовы говорить про территориальные громады, готовы вести по этому поводу просветительскую работу, готовы устанавливать конституционный порядок в стране и образовывать территориальные громады на тех территориях, где у вас есть большинство и даже там, где его у вас нет, но есть хотя бы один депутат, - вы готовы на это?».
«Нет» - мне говорил Игорь Швайко (Игорь Александрович Швайко - народный депутат Украины 7-го созыва, председатель Харьковской областной организации ВО «Свобода» с 2008 года. - «А») - «Такого нельзя говорить украинцам, они этого не поймут». Я понимаю, что такое отношение к серьёзной проблеме идёт «сверху»... Когда украинец говорит, что он патриот, но не хочет воплощать в жизнь вещи, крайне необходимые для нации и государства, то для меня общение с такими людьми - это просто трата времени.
Я не мотивирована на вчерашний день. Территориальные громады - это объединение людей для решения общих интересов, а когда мне говорят - «а что я, жертва, должна объединяться с моим палачом» - так они понимают избирателей коммунистов и Партии регионов, то для нас такая позиция - ещё раз - вчерашний день.
... Моё участие в политике? Это была ещё одна возможность донести до людей то, о чём мы сегодня с вами говорим. Хотя на прошлых выборах в парламент меня формально сняли с регистрации официально за то, что я... украинка, так решил суд. По этому поводу я уже подала в Европейский суд по правам человека.
Но вернёмся к главной теме нашей беседы - в контексте тех же выборов. Когда есть зарегистрированная территориальная громада, то есть реестр собственности этого общества и реестр собственников этой собственности, и дееспособные собственники, начиная с 18 лет, - одновременно являются избирателями. На тех же самых выборах на территории громады «мёртвых душ» уже не «пропишешь», а это существенно уменьшит процент фальсификаций на выборах. Сегодня есть какой-то непонятный для меня «реестр избирателей», который уже 16 лет содержит в себе невесть сколько «мёртвых душ», которые «голосуют» и «голосуют», как это кому-то нужно... Если территориальные громады на своей территории возьмут под контроль выборы - у фальсификаторов всё рухнет.