Оказалось, что мы настолько залипли мозгами в коммерческую систему, что необходимы усилия (прописывание, обсуждения), чтобы мы все поняли, за что взялись. Хотя, казалось бы, чего уж проще – смысл совершенно чётко вытекает из трёх слов названия:
Договор – значит, мы договорились, а также письменно и устно заверили друг друга, что договоренности будем выполнять. Раз мы стали договариваться, значит это важно, значит мы друг на друга и предмет договора положились (заметьте, не «положили», а «положились»). То есть если договоренности не соблюдаются, значит кто-то кого-то подвёл, кинул и подставил. Значит, в конечном итоге пострадает весь коллектив.
Коллективного – значит, мы решили, что коллективно принимаем все решения, делим между собой обязанности, трудозатраты, риски, ответственность, выкладываем на стол всю информацию, и распределяем результаты. Значит, что это нужно НАМ ВСЕМ, а не только Управляющему кредитору. В то же время, есть ответственные и подотчётные люди, но нет одного хозяина, который единолично несёт ответственность за всё. Если хочешь оградить остальных от «лишних» волнений не договаривая о возникающих проблемах, беря всё на себя, можешь не сдюжить и, тем самым, подведёшь всех остальных, причём не только в своём регионе.
Самообеспечения – значит, мы поняли, что себя надо обеспечивать, а единолично этого по настоящему не достичь, и совместно реализовываем стратегию общего выживания с теми, кому доверяем.
То есть – коллективное самообеспечение, это, прежде всего, круг доверия. Круг людей, которые осознали, что сейчас необходима стратегия коллективного выживания, чтоб не пропасть поодиночке. Люди в этом кругу друг другу доверяют и связывают благополучие своих семей друг с другом и совместной деятельностью, считая, что, например, внося взносы в общее дело, укрепляют и защищают свою семью, а не «отрывают от сердца». Например, они каждый день, делая покупки в супермаркете задумываются над тем, куда и на что идут их денежки и кого они, таким образом, стимулируют развиваться в своей стране, а кого лишают средств к существованию. Это не примечательное, но постоянное «голосование» на прилавках магазинов – влияет на нас гораздо сильнее, чем громкие выборы. Вот уже мы не знаем, где взять съедобное масло, потому что наши крестьяне разорились и перестали держать коров, а супермаркеты кормят нас тем, что дёшево сделать, удобно хранить и отдалённо напоминает еду. Вроде бы, что из того, что я покупаю товар иностранного производства, при том, что его можно делать у нас в стране… Мне же сейчас это удобно…
Мы настолько разучились на деле друг другу доверять и создавать что-то вместе, так отвыкли чувствовать плечо друга, выполнять договоренности, зависеть от своих, что нам легче… зависеть от чужих, тех, кто нам совсем не свой, и работающих на то, чтобы нас и наших собственных систем здесь не было. Действительно, участвовать в чужих системах, обслуживающих нас, гораздо проще и удобней, правда, до поры до времени, - пока есть чем расплачиваться. А мы уже дошли до того, что расплачиваемся натурой.
В Донецке нам замечательный, уже реализованный на практике пример, показали ребята из громады Марьинского района. Они начали с самообеспечения самым необходимым – овощами. Ряд семей скидываются ежемесячно по 100 грн., закупают семена и всё необходимое, причём у них есть семьи, которые делают свой вклад не деньгами, а трудом. Они высаживают овощи в количестве, необходимом для самообеспечения + 100-200%, выращивают, распределяют урожай между всеми участниками, а излишки реализовывают. Из полученных денег формируют фонд, который будут вкладывать на организацию поселения – будут по очереди, совместным трудом строить друг другу дома. Когда слышишь о таких примерах, понимаешь – игра стоит свеч, вложенного времени и хлопот.
Да, непросто самоорганизоваться, особенно если большинство участников договора самообеспечения обычные «голодранцы» без сбережений и дополнительных доходов, которые можно резко вложить в офис, оптовую партию товара или компенсацию чьего-то труда. И вот тут-то в героических усилиях важно не скатиться в коммерцию, по привычке подсказывающую свои привычные схемы и, в суете, не «выплеснуть ребёнка». А в окружающем коммерческом рынке, живущим по своим жёстким правилам, помнить, что мы делаем не очередной коммерческий магазин, а островок некоммерческой экономики. И это должно быть видно всегда, в любой ситуации. Внешне – в виде письменной информации о сути народной экономики, в виде возможности для новых людей вступить в договор коллективного обеспечения и громады, осуществить волеизъявление человека, в виде инвестиционного билета (вместо привычного чека) к каждой передаче товара из рук в руки. Внутренне – в виде постоянной взаимоподдержки и коллективной ответственности, когда регулярные встречи – не подвиг, а осознанная необходимость, а акт внесения взносов – обычное дело, а не торжественное жертвоприношение или одолжение кому-то, кому больше всех надо.