Мёртвая древесина – необходимый компонент живого леса
опубликовано в
Портал (Агентство)
23 октября 2013
В естественных лесах, вне зависимости от того, каким образом происходит в них смена поколений древесных пород, постоянно образуется валеж – лежащие на земле стволы упавших деревьев. Люди, далёкие от изучения экологии естественных лесов, часто рассматривают древесину мёртвых деревьев всего лишь как ненужные отходы жизнедеятельности леса, а то, что эта древесина в лесу гниёт и пропадает – как свидетельство бесхозяйственности лесной службы. Нередко приходится слышать, что если старые деревья, которые в ближайшее время так или иначе
должны погибнуть, осторожно из леса забирать и использовать для хозяйственных нужд, то лес от этого нисколько не пострадает.

Однако, если рассмотреть, какую роль играет древесина мёртвых деревьев в жизни естественного леса, то становится ясным, что эта мёртвая древесина – исключительно важный для функционирования лесных экосистем элемент.
К числу важнейших функций древесины мёртвых деревьев в естественных лесных экосистемах необходимо отнести следующие:
1. мёртвая древесина и древесная труха в естественных лесных экосистемах – важнейший источник мёртвого органического вещества в почве и на её поверхности, основной резерв депонированного (временно исключённого из атмосферного круговорота) в лесных экосистемах углерода и, таким образом, важнейший элемент, от которого зависит климаторегулирующая роль лесов;
2. количество и состав мёртвой древесины и продуктов её разложения – основные факторы, регулирующие влагоёмкость и теплопроводность верхних почвенных горизонтов и напочвенного покрова;
3. валежины и холмики древесной трухи и образующиеся при выпадении крупных деревьев ветровальные бугры – основные субстраты для возобновления древесных пород, а также важнейшие элементы неоднородности экологических условий под пологом леса, в значительной степени обуславливающие высокое лесное биоразнообразие;
4. расположенный на поверхности почвы валеж, а также бугры и западины ветровально-почвенных комплексов образуют специфический микрорельеф, затрудняющий поверхностный сток при весеннем снеготаянии и сильных ливнях, задерживающий на поверхности почвы значительные объёмы воды, способствующий пополнению внутрипочвенных запасов влаги и повышающий водоохранные возможности леса.
Количество мёртвых стволов деревьев под пологом естественных таёжных лесов, особенно тех, которые в течение многих столетий не подвергались воздействию пожаров, весьма велико. В отдельных случаях валеж разных степеней разложения может покрывать до 20% поверхности почвы, а нормальным является проективное покрытие валежа в 5-12%. По этому показателю естественные леса, особенно леса с чётко выраженной оконной динамикой древесного яруса, существенно отличаются от вторичных лесов, где валеж может практически отсутствовать. Количество валежа, его породный состав, распределение стволов по размерам и степеням разложения дают богатейший материал для изучения истории леса, давая чёткое представление о структуре данного участка несколько десятков лет назад.
Для нормального функционирования естественных таёжных экосистем важно не только наличие валежа под пологом леса, но и его количество, а также размерный состав. Возможность заселения валежин молодыми деревьями в значительной степени зависит от его размера – поверхность крупных валежин выше поднята над уровнем почвы и лучше устраняет конкуренцию за свет со стороны травянистых растений; крупные валежины обеспечивают больший запас питательных веществ, высвобождающихся при его минерализации, и меньшие колебания влажности и температуры в течение сезона. Так, в крупнотравных лесах Предуралья с чётко выраженной оконной динамикой древостоя большая часть жизнеспособного подроста ели и пихты оказывается приуроченной к крупному валежу с диаметром 36-40 сантиметров и более, а на самом мелком валеже (с диаметром менее 20 см) жизнеспособный подрост хвойных деревьев практически отсутствует. При этом на поверхности почвы всходы ели и пихты практически никогда не доживают до второго года жизни из-за сильного затенения со стороны таёжного крупнотравья. Ещё большую зависимость от размера валежа показывает жизнеспособный подрост берёзы: он практически весь располагается на комлевых участках самых крупных валежин.
Таким образом, мёртвая древесина является важнейшим и совершенно необходимым элементом жизни естественных таёжных экосистем, и её удаление в результате хозяйственной деятельности (например, за счёт вырубки, даже самой аккуратной, существенной доли старых деревьев) может принципиальным образом изменить структурно-динамическую организацию этих лесов.
http://www.ecology.md/articles/starenie_lesa/p3.php
Поделиться в соц. сетях