Сколько их было, пророков, больших и не очень, да и просто людей здравомыслящих и дальновидных, предостерегающих не слишком здравомыслящую и дальновидную часть человечества о том, что технократический путь развития общества - тупиковый, катастрофичный: «Не ходите туда!».
Но мы, как неразумные дитяти, всё-таки решили сходить. Вот и стоим в "цивилизованном" тупике и висим на грани экологической катастрофы. Но из любой ситуации можно найти выход и из этой тоже - чем в данный момент и занимается разумная часть человечества. Если вы себя к ней причисляете, то вот вам пища для размышления: отрывок из очерка сибирского учёного-писателя Г.Е.Михайловского "Человек у конвейера технического прогресса" (кстати, совершенно случайно нашла его в сборнике "Писатель и Сибирь" Восточно-Сибирского книжного издательства за 1987 год).
В этом очерке автор последовательно и логично подводит читателя к мысли о том, что все современные способы добычи сырья и получения энергии уж слишком далеки от совершенства и непременно ведут к истреблению ресурсов, и грудам мусора.
Грубо говоря, живая Планета превращается в мёртвую свалку. Не спасает даже так называемый замкнутый технологический цикл, хотя бесспорно, существенно смягчает этот процесс. Потребительская часть общества даже не задумывается о том, что всё, что она потребляет, сделано при помощи сырья и энергии, и уж тем более не задумывается о том, откуда эти сырьё и энергия берутся, и куда потом деваются - закон сохранения энергии пока во Вселенной никто не отменял. Читайте, размышляйте, выводы делайте сами... Если найдёте выход из тупика - поделитесь радостью с нами и нашими читателями. C человечеством что-то происходит...
Что-то весьма странное и не имеющее прецедентов в прошлом. Этот процесс начался, по меньшей мере, несколько десятилетий назад. Однако мировые войны и социальные потрясения, столь характерные для двадцатого столетия, долгое время не давали проявиться исподволь нараставшей тенденции.
Так, в коммунальной квартире жильцы, всецело поглощённые перипетиями своих сложных взаимоотношений, не сразу обращают внимание на засорившийся мусоропровод. И лишь когда накопившаяся груда мусора своим запахом заставляет их со всей серьёзностью заняться неожиданно вставшей перед ними проблемой, они вдруг проявляют удивительное единодушие в поисках техника-смотрителя и в требовании незамедлительно избавить их от необходимости бегать во двор с вёдрами.
Современное человечество с некоторым удивлением обнаружило себя в положении таких жильцов. С той только разницей, что у жильцов есть твёрдая уверенность в том, что мусоропровод им рано или поздно прочистят, то у человечества такой уверенности нет. А, кроме того, в отличие от человека, выбегающего с ведром во двор, человеку некуда бежать со своего земного шара, и в результате наша мировая коммунальная куча мусора катастрофически растёт.
Выбрасывать же всё, что нам не нужно, в космос - фантастически дорого, да и не очень-то прилично.
Да, жильцу проще! Проще ещё и потому, что он не создаёт в пределах своей малогабаритной квартиры какие-либо материальные ценности. А это существенно ограничивает масштабы производимого им мусора. Ведь львиную долю в загрязнении человеком окружающей среды составляет именно производственный "мусор", то есть отходы промышленных предприятий, энергостанций, различных видов транспорта и т.п. Да, сейчас идёт борьба с загрязнениями. Да, в ряде случаев строятся очистные сооружения. Да, зачастую они весьма эффективны.Но эффективны в чём? Разумеется, в очистке. А если подробнее, в очистке промышленных сбросов от вредных примесей. Ведь когда что-либо очищают, то непременно загрязняют при этом нечто другое. Не верите - спросите любую хозяйку, вынужденную стирать тряпку, которой перед этим она стирала пыль с мебели.
Представим себе завод или фабрику, где в целях борьбы за чистоту окружающей среды построены очистные сооружения (весьма дорогостоящие). Конечно, качество воды в протекающей рядом речке станет выше или воздух в соседнем лесу будет чище.Но за счёт чего? А за счёт того, что вредные примеси в сточных водах или дыме будут выделены из них при помощи фильтров, детергентов и тому подобных ухищрений. Куда же они денутся с этих фильтров? В лучшем случае, используя химические и биологические методы, удастся разложить их на более простые и менее токсичные соединения.
Это тоже совсем недёшево, а к тому же оказывается возможным далеко не всегда. Но не будем мелочиться и рассмотрим сразу идеальный случай: все вредные примеси в отходах производства мы научились разлагать максимально, то есть вплоть до химических элементов. И вот на нашем заводском дворе постепенно растут горы железа, серы, магния и пр... Что с ними делать? Перевезти с заводского двора на свалку? А дальше, когда на свалке не хватит места? Впрочем, почему же на свалку? Ведь и сера, и магний, и железо нужны народному хозяйству, пусть не на этом заводе, а в каком-то другом месте. Так зачем же извлекать их из руды, добытой таким трудом из земных недр, не лучше ли использовать эти, входившие в состав вредных примесей промышленных отходов?
Такое использование, помимо прочего, отодвинет одну из наиболее существенных угроз, нависших над человечеством, - угрозу нехватки полезных ископаемых. И действительно, эта идея, подводящая по существу к мысли о создании в той или иной степени замкнутых технологических циклов, является одной из наиболее плодотворных идей в современной науке об окружающей среде. В какой-то степени она осуществляется сейчас в виде, например, использования вторичного сырья (металлолома, макулатуры и пр.). И всё же пока подавляющее большинство соединений, от которых очищаются промышленные стоки, так или иначе попадают на "свалку", то есть остаются в биосфере и лишь перемещаются с одного места на другое.
Может быть, это явление временное, и на пути создания замкнутых технологий мы не только улучшим ситуацию, но и найдём кардинальное решение вопроса загрязнения окружающей среды? Увы, нет! Допустим, мы создали полностью безотходное производство, хотя в настоящее время мы ещё очень далеки от решения подобной проблемы. Но ведь кроме вещества, нам нужна ещё и энергия. И чем дальше, тем больше. Если, использовав в каких-то целях серу или алюминий, мы в принципе можем вернуть их в технологический процесс в виде лома или других отходов, то что делать с углекислым газом, образующимся при сжигании угля, газа или нефтепродуктов?
А его в атмосфере становится всё больше и больше, что при сохранении существующей тенденции неизбежно приведёт к так называемому парниковому эффекту, то есть к резкому потеплению глобального климата со всеми вытекающими отсюда последствиями, катастрофическими во многих отношениях. Но может быть, использовать углекислый газ в качестве сырья для химической промышленности?
Оно, может, и неплохо, но ведь производство-то у нас безотходное! Ему сырьё, если и нужно, то единовременно, зато энергия нужна как раз постоянно, и потому постоянно вырабатывается углекислый газ.
Правда, в деле утилизации углекислоты у нас есть неожиданный помощник. Это - зелёные растения. Они в процессе фотосинтеза из углекислого газа и воды, используя энергию солнечного света, синтезируют глюкозу и более сложные органические соединения, которыми мы с вами, в конечном счёте, питаемся. Казалось бы, куда уж лучше - и люди сыты, и волки целы! К сожалению, и тут нас ожидает разочарование, связанное с тем, что биосфера уже более миллиарда лет осуществляет то безотходное производство, о котором мы тут размечтались.
Ну, хорошо! Но ведь на горючих ископаемых свет клином не сошёлся. Есть гидроэлектростанции, можно использовать солнечную энергию, развивается ядерная энергетика. Однако ядерные и термоядерные энергостанции в интересующем нас смысле ничем не лучше тепловых.
Напротив! Не говоря уже о том, что освобождая энергию, которая естественным путём никогда бы не могла быть в биосфере освобождена, такого рода энергостанции служат значительно более серьёзным источником тепловых загрязнений среды, их эксплуатация приводит к образованию радиоактивных отходов. Тут уж замкнутые технологические циклы и вовсе не вывезут. Вряд ли предприятие или отрасль народного хозяйства, даже испытывая крайнюю нужду в стронции, согласится использовать в качестве сырья стронций - 90. Что делать с радиоактивными отходами, особенно когда их будет в десятки и сотни раз больше, чем сейчас, совершенно не ясно. Куда бы вы спрятали в перенаселённой квартире ядовитую змею, да ещё непрерывно увеличивающуюся в размерах?